Как поменять воздушный фильтр

8 апреля 2021

Время чтения: 9 минут

Воздухофильтр появился практически одновременно с двигателем. Он расположен в моторном узле на всех транспортных средствах.

Содержание
  1. Воздушный фильтр в двигателе
    • Назначение воздушного фильтра
    • Воздушный фильтр: из каких материалов изготовлен
    • Разновидности
    • Устройство воздушного фильтра
    • Расположение
  2. Воздушный фильтр: как часто меняют
  3. Как распознать засорившийся фильтр
  4. Можно ли прочистить воздухофильтр
  5. Этапы самостоятельной замены воздушного фильтра
  6. Дополнительные рекомендации

Воздушный фильтр в двигателе

Нормальную работу силового агрегата обеспечивают не столько диагностика двигателя, сколько отслеживание на постоянной основе фактического состояния фильтра, его быстрая замена, если в этом выявлена потребность.

По состоянию воздушного фильтра можно многое сказать о владельце иномарки или отечественного авто. Если при открытии отсека, в котором он расположен, обнаруживаются пыль, листья, насекомые, говорить о своевременной диагностике и замене этого элемента не приходится.

Идеально, когда внешне воздухофильтр соответствует пройденному с последнего сервисного обслуживания километражу.

Назначение воздушного фильтра

Насколько бы идеальным не было дорожное покрытие, во время поездок, автомобиль подвержен воздействию пыли, мусора. Проникновение в двигатель даже 100-150 г пыли приводит к поломке.

После прохождения через фильтр чистый воздух подается к установленному на автомобиле мотору. Кислород, прежде, чем поступить в цилиндры, смешивается с топливом.

Воздушный фильтр: из каких материалов изготовлен

Производители предлагают изготовленные из различных материалов фильтрационные изделия:

  • Бумага. Самый распространенный и недорогой вариант. Ее пористая поврхность, выполненная в форме гофры, хорошо удерживает частицы грязи. Используемая в фильтрах бумага прошла доп. обработку, за счет чего ее срок службы существенно увеличен. Среди особенностей использования стоит отметить отсутствие устойчивости к влаге, невозможность восстановить засоренные детали.
  • Поролон или хлопчатобумажная ткань. Перед применением материал обрабатывается с помощью специальных веществ, которые позволяют сохранять фильтрующим элементам заводскую форму, удерживать загрязнения. Специфика состоит в том, что во время использования пыль оседает не только на поверхности, но и в глубинных слоях изделия. Допускается повторное использование фильтра после промывки.
  • Синтетика. Это один из самых популярных среди владельцев транспортных средств вариантов фильтров. Подходит для многократного использования.
  • Сложенный в несколько слоев марлевый материал. Ткань предварительно пропитывают маслом, а затем помещают в каркасную конструкцию. Данный вариант фильтра предназначен для установки на спортивных авто, оснащенных мощным двигателем машинах.

Разновидности

Есть следующие классы воздухофильтров:

  • 1 класс. Это высококачественные изделия со 100% эффективной фильтрацией. Их устанавливают на спорткарах, автомобилях с мощными двигателями;
  • 2 класс. Удерживают частицы величиной более 1 мкм;
  • 3 класс. Отсеивают частицы пыли величиной более 10 мкм.

Помимо вышеуказанного, допускается разделение по типу очистки:

  • прямоточный. Самый эффективный. Положительно влияет на функционал двигателя;
  • циклонный. Функционирует за счет действия центробежной силы, под действием которой вся грязь собирается в мусоросборник;
  • инерционно-масляный. Сложен в обслуживании, а потому постепенно выходит из оборота. При его использовании сорные частицы прилипают к маслу, оставаясь на фильтр-элементе.

Устройство воздушного фильтра

Деталь представляет собой помещенный в изготовленную из износоустойчивой резины обойму фильтр-элемент. Сверху имеется пластмассовая или металлическая (часто встречается на авто прошлых лет) защита, корпус которой соединен с двигателем.

Расположение

Начинающий водитель вряд ли располагает информацией о том, где находится фильтрующий воздух элемент. При этом найти его довольно просто: он размещен под капотом (в верхней его части на видном месте). Деталь надежно зафиксирована внутри с помощью специальных крепежей.

Место установки выбрано производителями транспортных средств не случайно. За счет расположения фильтр оказывается хорошо защищен от попадания влаги во время поездок в дождливую погоду по мокрому дорожному покрытию. Намокший, он разрушается и становится не способен выполнять возложенные на него функции.

Воздушный фильтр: как часто меняют

Частота замены воздушного фильтра обозначена производителем. Как правило, речь идет об интервале 10-40 тыс. км пробега. В целом потребность в замене оценивается в зависимости от степени засорения фильтроэлемента, особенностей эксплуатации автомобиля. Например, владельцам машин с турбонаддувом, дизелем приходится делать это чаще.

Осматривать, снимать старые и устанавливать новые фильтры рекомендуется в теплое время года. Работы особенно актуальны для дачников, жителей сел, рыбаков, любителей путешествий. Чтобы установленный на автомобиле мотор функционировал безотказно, необходимо предотвратить его загрязнение. Для этого бывает достаточно поменять фильтр.

Обслуживание двигателя, смена фильтров осуществляются на регулярной основе. Существует определяющий порядок работ регламент завода-изготовителя. Важно помнить о том, что при условии поездок на машине в экстремальных условиях, интервал между посещением техцентров сокращается.

Как распознать засорившийся фильтр

Определить, что используемый на авто фильтрующий элемент засорился и не обойтись без замены удается по следующим признакам:

  • снижение мощности и частые перегревы двигателя;
  • проблемы с запуском силового агрегата;
  • увеличенный расход топлива, масла;
  • появление указывающего на неэффективную работу двигателя чек-сигнала на приборной панели;
  • изменение цвета и внешнего вида фильтровального материала, присутствие пятен на поверхности;
  • истечение регламентирующего замену срока.

Обнаружив любые из перечисленных признаков, важно как можно быстрее заменить фильтрующий элемент.

Можно ли прочистить воздухофильтр

Есть способы искусственно продлить срок службы деталей. Один из них — выполняемая с применением компрессора продувка. Данный способ чистки эффективен для бумажных фильтров. После процедуры менять их приходится действительно реже. При этом он совершенно не подходит для синтетических изделий. Нетканые фильтры проще в случае загрязнения заменить.

Если вы беретесь выполнять продувку, целесообразно использовать применяемые в шиномонтажных мастерских или автосервисах компрессоры. Продувание осуществляется со стороны установленного на авто двигателя, против направления движения воздуха. Данный способ позволяет выдуть пыль наружу.

Производители воздухофильтров не советуют применять для чистки бензин, растворители. Не рекомендуют они и стирать фильтр, но некоторые владельцы авто игнорируют такие рекомендации.

Автовладельцы называют воздухофильтры предназначенным для многократного применения расходным материалом. При этом попытки сделать из него многоразовую деталь редко заканчиваются чем-либо хорошим.

Сложно сказать, чем спровоцировано желание чистить фильтры: стремлением сэкономить или советскими традициями. В сети интернет можно найти немало инструкций на тему как пропылесосить, продуть или постирать фильтрующий элемент.

При этом любители раздавать подобные советы почему-то не учитывают, что контакт фильтра с водой в принципе для него губителен. Поэтому попытки почистить на практике приводят к тому, что пыль еще глубже забивается в волокна, цементируется внутри них, особенно когда речь идет о синтетике.

Поэтому стирка фильтров абсолютно бессмысленна, неэффективна и представляет потенциальную опасность для двигателя. Также стоит отметить, что стоимость расходников составляет несколько сотен рублей. Сумма невелика и точно не стоит того времени, которое владельцы авто готовы потратить на чистку фильтров.

Этапы самостоятельной замены воздушного фильтра

Для того, чтобы поменять деталь собственными силами, не нужно обладать специальными навыками. Хотя, если под рукой нет специального инструмента, запчастей, лучше обратиться в сервис.

Последовательность манипуляций по смене фильтра следующая:

  • Необходимо подготовить инструмент, ветошь и все, что потребуется в процессе проведения работ;
  • Поднять ручник;
  • Заглушить двигатель;
  • Открыть капот;
  • Убедиться, что крышка зафиксирована;
  • Отсоединить шланг усиления тормозов (при его наличии);
  • Снять крышку воздухофильтра (установлена в верхнем секторе двигателя);
  • Достать фильтроэлемент;
  • Удалить с посадочного места грязь с помощью мокрой ветоши;
  • Поместить подобранный предварительно фильтр-элемент в корпус;
  • Зафиксировать ее с помощью крепежей прижатую поверх фильтра крышку.

После завершения работ остается лишь протереть поверхности ветошью.

Дополнительные рекомендации

Меняя фильтрационные элементы, необходимо помнить, что есть некоторые нюансы при выполнении работ.

Важно прислушаться к следующим рекомендациям:

  • если вы только что ездили на авто, все манипуляции проводят очень осторожно. Расположенные под капотной крышкой элементы сильно нагреваются;
  • меняя воздушный фильтр, не забудьте осмотреть проходящий между дросселем и корпусом фильтра шланг. На нем не должно быть механических повреждений. Если имеются следы дефектов, элемент подлежит замене. Иначе двигатель от пыли не защитить;
  • по прошествии некоторого времени с момента последней замены фильтра крайне важно проверить его состояние. Огромное количество пыли на резиновом ободе указывает на неправильную установку;
  • на авто с дизелем есть специальный датчик, с помощью которого удается отслеживать уровень загрязнений. Каждый раз после замены фильтра ручку датчика поворачивают строго по стрелке. В следующий раз меняют фильтр тогда, когда стрелка находится примерно на половине шкалы.

Если перед проведением или в процессе работ по замене воздушного фильтра вы понимаете, что опыта не достаточно, нет профессионального инструмента, целесообразно обратиться для решения данного вопроса в специализированный сервис.


8 апреля 2021